Иркутские объявления Новое в иркутских объявлениях:
БЛОГИ
  • Только хорошие новости: каток в форме воздушного шара в Листвянке, спасение парня из оврага и спортивные победы

    Вы когда-нибудь пробовали жить на два дома? Уверена, что найдутся те, кто ответит «да». И, на первый взгляд, это не так-то и сложно, если эти самые два дома находятся в одном городе. А если в двух разных городах, или, возьмем больше – в двух странах? Тогда все усложняется многократно, но и жить так в какой-то мере интереснее. Разные люди, разные события, разные улицы и даже климат – тоже разный. Где-то, как в Иркутске, весна уже, считай, пришла, а где-то еще запаздывает. Где-то совсем нет снега, а где-то из него можно строить стены. Но главный бонус – это, конечно, культурная жизнь. Ведь, находясь попеременно в двух культурных центрах, получаешь возможность сходить на большее количество концертов, выставок, спектаклей. А еще, что касается Иркутска, то он примечателен тем, что отсюда всегда можно уехать в какое-то прекрасное место, причем буквально за пару часов. И, наконец, главное: друзья. Они есть в каждом городе, но где-то их неизменно больше. А значит, и положительные эмоции можно смело умножать на два. Поэтому, если вдруг перед вами встанет выбор – жить ли на два города, то не сомневайтесь. Это, правда, порой бывает немного трудно, но зато так интереснее, а значит, и счастья больше. А теперь – к хорошим новостям, тем более, что на носу День защитников Отечества.

Без «гостей из Китая»: что теряет российский турбизнес?

Автор: По инф. rosbalt.ru   
13.02.2020 18:57

Уже две недели китайские туроператоры один за другим аннулируют поданные заявки на групповые поездки в Россию — границы для гостей из КНР отныне закрыты. Виной всему — вспышка коронавируса. Что теряет российский турбизнес? На неоднозначную тему - взгляд из Петербурга...

Мимо кассы, или Особенности туризма по-китайски

Как сильно эпидемия повлияет на въездной туризм из КНР в Россию? Сколько денег теряет российский бюджет? Вздохнут ли свободно москвичи с петербуржцами, или с китайскими туристами все-таки лучше, чем без них?

Туризм ограниченный

Снижение турпотока из Поднебесной сложно не заметить. В Северной столице, к примеру, китайцы давно удерживают уверенное первое место среди иностранных гостей — более миллиона из 4,9 млн желающих ознакомиться с петербургскими достопримечательностями.

Обычно они приезжают в Россию в составе групп по 30-35 человек и отдыхают 7-10 дней. В последние годы группы все чаще проводят по три дня в Москве и два — в Петербурге. А еще гости из Китая любят Приморский край и Амурскую область.

Не наш пакет

«Российские аэропорты, отели, рестораны, транспортные компании, музеи и торговые центры получают огромную прибыль от китайского въездного туризма», — утверждает врио генконсула КНР в Петербурге Чжан Вэй на официальном сайте представительства. Однако сколько в этом заявлении дипломатии, а сколько правды?

Начнем с того, что вообще-то к организации путешествий китайцев по России отечественные туроператоры имеют отношение крайне отдаленное. По информации Ассоциации туроператоров России, лишь 50% организованных туристов из Китая обслуживаются в России легально, остальные — давно под крылом «серых» китайских компаний.

 

Юрий Цуркан, председатель Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, еще менее оптимистичен: по его мнению, лишь 20% российских туроператоров участвуют в обслуживании китайских групп.

«Чаще всего российские туроператоры оказывают им визовую поддержку — формируют подтверждения о приеме группы. Нередко китайская отправляющая сторона заявляет, что ее интересует только бронь гостиницы и билет в музей. Возможности заработать у наших туроператоров сокращаются, — говорит Цуркан. — Остальные 80% потока из Китая на территории РФ обслуживают теневые и околотеневые структуры: турфирмы-призраки или частные лица — гиды-нелегалы из числа иностранцев, которые действуют от имени отдельных недобросовестных китайских туроператоров. Почти весь прием гостей из Китая происходит по замкнутому циклу, и доходы идут не в нашу туротрасль — не налогами в бюджет, а в карман теневым бизнесменам».

Директор лаборатории изучения китайского туризма Полина Рысакова также уверена, что основные потери от сокращения турпотока из КНР понесут именно китайские компании.

В русской гостинице

«Китайские туристы приносят России 7 миллиардов рублей в год за свое проживание», — уверен генконсул КНР в Петербурге. Близка ли эта цифра к реальности, сказать сложно, однако закрытые границы действительно скажутся на загрузке российских отелей: к примеру, на Байкале, где китайцы составляли 60% местного турпотока.

«20% налог на прибыль с гостиниц — практически единственный «видимый» доход, который поступает в региональный бюджет благодаря китайским гостям, по крайней мере, в Петербурге, — объясняет Юрий Цуркан. — За проживание в течение 3-4 дней в Петербурге китайский турист отдает около 3000 тысяч рублей — налог с этой суммы составляет 600 рублей. Почти все остальные траты остаются в тени».

По данным Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, в прошлом феврале в Петербурге побывали 12 тысяч китайских туристов. Значит, если границы в ближайшее время не откроют, город в этом месяце недополучит всего 7 млн 200 тысяч рублей.

«Туризм — не самая «доходная» статья бюджета Петербурга, и потому ситуация с коронавирусом на него большого влияния не окажет», — уверен Олег Капитанов, председатель городского комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики.

Что касается затрат на кафе и рестораны, то завтракают китайцы обычно в отеле, а остальные два приема пищи обходятся примерно в те же 600 рублей.

«Это смешные суммы — примерно 1800 рублей за три дня, — говорит Юрий Цуркан. — И ладно бы китайские туристы обедали и ужинали в наших кафе и ресторанах, но они не вольны выбирать, ведь гиды водят их в китайские столовые, учредители которых — соотечественники, «представители» отдельных китайских направляющих туркомпаний и лица, связанные с ними. Оплата происходит по договоренности в Китае, и деньги в Россию практически не попадают».

Друзей — в музей!

Впрочем, доходы от музеев в российскую казну все же идут: так, по словам Генконсула КНР, каждый китайский турист в среднем посещает четыре музея, пополняя их ежегодный доход на 2,5 миллиардов рублей. В Петербурге китайцы предпочитают осматривать Эрмитаж и Екатерининский дворец.

Как отмечают в музее-заповеднике «Царское село», из-за вспышки коронавирусной инфекции в первую неделю февраля уже зафиксирован небольшой спад посетителей: 10,3 тыс. китайских туристов против 11,4 в прошлом году.

«В последнее время Екатерининский дворец посещают только малочисленные индивидуальные туристы из Китая. 3 февраля прошлого года во дворце побывали 1,9 тыс. человек, в этот же день в 2020-м — 1,7 тыс. человек», — объясняют представители музея. Также они добавляют, что в прошлом году зарубежные туристы составляли примерно 60% посетителей, или 2,5 млн человек, и по большей части это были китайцы.

По словам директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, основная масса туристов, приезжающих в Северную столицу — из азиатских стран, поэтому число посетителей в музее из-за коронавируса снизится. Однако прогнозировать убытки от сокращения китайского турпотока в Эрмитаже пока не спешат.

Что касается отечественных гидов, они о финансовых потерях из-за коронавируса могут не беспокоиться — денег от китайских туристов они не видят и в «здоровые» времена, ведь гостей из КНР в России традиционно встречают их китайские коллеги. Но есть и хорошие новости: в Госдуме недавно начали обсуждать законопроект, по которому гид-переводчик будет обязан иметь российское гражданство.

Янтарная мания

Информация о тратах китайских туристов в России из разных источников поступает противоречивая. Так, генконсул КНР утверждает, что в 2019 году китайские туристы потратили в России более 70 миллиардов рублей. Самые популярные покупки — янтарь, косметика и ювелирные украшения.

По информации Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, за 5-6-дневную поездку китайский гость оставляет в России в среднем 38 тысяч рублей, что в 3-4 раза меньше, чем тратят туристы из Европы. Из них, повторимся, «видимы» только услуги гостиниц, все остальное — в «серой» зоне.

«Турпакеты своим соотечественникам отдельные китайские бизнесмены предлагают по демпинговым ценам — 45 тысяч рублей против европейского пакета в 100-200 тысяч. Но зарабатывать им все-таки на чем-то нужно, и отправляющая компания заранее знает, где компенсирует расходы — в сувенирных и ювелирных магазинах», — уверен Юрий Цуркан.

По его словам, такие магазины зачастую открывают китайские бизнесмены в концессии с местными предпринимателями, и ценник на золотые и янтарные изделия там в 10-15 раз выше, чем в среднем по рынку. По информации «Росбалта», янтарный браслет в магазине на Конюшенной площади в Петербурге обойдется китайскому покупателю в 150-300 тысяч рублей.

«Всю прибыль делят гиды-нелегалы, владельцы магазинов и китайские туроператоры. Тут уже вопрос к магазинам — какие цены де-факто и какие — на бумагах, и сколько в бюджет идет от продаж», — говорит Цуркан.

К слову, в магазине «Янтарь России» на Конюшенной от комментариев по поводу сокращения продаж из-за коронавируса отказались. Однако гендиректор ассоциации «Кластер янтарной промышленности Калининградской области» Антон Федосов заявил корреспонденту «Росбалта», что ювелирные магазины стали закупать янтарь в меньших объемах.

Под крылом самолета

И здесь уже хочется недоверчиво воскликнуть: но уж ездят и летают китайцы на наших поездах и самолетах?! А значит — горе РЖД и «Аэрофлоту» из-за закрытых границ? Отчасти это так. Но и здесь есть нюансы. Правда в том, что чаще всего в Россию китайцы попадают чартерными рейсами китайских авиалиний, а по городу, будь то Москва или Петербург, перемещаются на автобусах, принадлежащих местным китайским бизнесменам.

В то же время Генконсул КНР заявляет, что годовой доход России за транспортные услуги китайцам составил около 36 миллиардов рублей, из которых аэропорты заработали 1,3 миллиарда рублей, а РЖД — 15 миллиардов рублей в год. Остальное Чжан Вэй, видимо, оставляет российским авиаперевозчикам.

В РЖД сообщили, что поездами в 2019 году воспользовались 9,8 тыс. китайских пассажиров, и доля этого прямого международного пассажиропотока составила около 1% от общих объемов международных перевозок. Оценивать финансовые потери за две недели закрытых границ в РЖД не стали, однако Полина Рысакова уверена, что о больших убытках здесь речи не идет: «Места в тех же «Сапсанах» купят российские пассажиры, которым часто не доставались билеты из-за китайцев».

Что касается авиаперевозок, ситуация здесь интереснее, ведь летать между Россией и Китаем сейчас имеют право только четыре китайские авиакомпании и «Аэрофлот». И на фоне эпидемии коронавируса у российского перевозчика даже… подросли акции!

Неудивительно — в СМИ промелькнула информация о том, что «Аэрофлот» до сих пор продает билеты в Китай на полгода вперед. Кстати, недавно он получил звание лучшей авиакомпании для транзита между Китаем и Европой по версии престижной китайской премии Stars Awards 2019.

Единственное, что может повлиять на доходы «Аэрофлота» — потеря турпотока на транзитных рейсах азиатских туристов в Европу через Россию. Так, до 2023 года компания планировала нарастить международный транзитный пассажиропоток до 10-15 млн, и если из-за эпидемии коронавируса азиатские туристы предпочтут остаться дома, самолеты окажутся пустыми.

В сухом остатке?

Февраль считается низким сезоном: так, по данным туроператоров по въезду, в этом месяце в Россию должны были приехать около 45 тыс. организованных туристов из Китая. По подсчетам Ассоциации российских туроператоров, примерный объем общих потерь «белого» турбизнеса в случае аннуляции всех заявок — 40-45 млн долларов. Все это — без учета «серого» въездного туризма из КНР. Полина Рысакова полагает, что о непоправимом ударе для легального российского турбизнеса говорить не приходится.

«Все эти кафе и магазины представляют достаточно узкий сегмент рынка, заточенный под китайцев. И за ним стоит либо китайский капитал и китайские управленцы, либо та тонкая прослойка российского бизнеса, которая работала с ними в тесной связке. Экстраполировать их убытки на весь российский бизнес будет преувеличением. Скорее всего, провала в налоговых отчетах через год мы не увидим. Кроме того, заезды в феврале не сопоставимы с высоким летним сезоном с весны по сентябрь», — сказала она.

Куда большую опасность, по мнению Рысаковой, представляет паника, порожденная эпидемией. Так, если от поездок в Россию откажутся туристы из Гонконга, Тайваня, Японии, Таиланда, которые обслуживаются легальным российским бизнесом, последствия будут гораздо более серьезными.

Таким образом, об убытках от сокращения непосредственно китайского турпотока пока говорить не приходится. И они не сопоставимы с тем ущербом, который несет российская экономика из-за «серых» китайских схем.

«Наши специалисты подсчитали убытки от теневого сектора китайского въездного туризма. С 2014 по конец 2020 год, если ситуация не изменится, потеря российской туриндустрии превысит триллион рублей, — выражают свою обеспокоенность в Ассоциации содействия русско-китайскому туризму и предлагают передышку в виде коронавируса использовать для того, чтобы вернуть въездной туризм из КНР в правовое поле.

Однако с чистого листа отношения с Китаем возобновлять пока никто не собирается — по крайней мере, в Петербурге. Так, в городском комитете по развитию туризма ситуацию с «серым» сегментом вообще комментировать отказались и отмахнулись сухим «Мы рады всем, кто к нам приезжает!»

По теме также:

По инф. rosbalt.ru

 

БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске