Иркутские объявления Новое в иркутских объявлениях:
БЛОГИ
  • Тарелка супа для Дяди Пети

    Роман Днепровский

    Маша Тримедведева до сих пор говорит всем, что это именно я стал её «крестным отцом» в профессии, хотя всё моё «участие» в судьбе журналистки Тримедведевой свелось к тому, что когда-то, очень-очень давно, я за руку привёл в молодёжную редакцию дочку своего друга, девятиклассницу Машу, и перепоручив её своим коллегам, умыл руки. Маша мечтала о журналистике ещё с третьего или четвёртого класса, и в этом тоже, отчасти, была моя вина: просто, я когда-то имел неосторожность сделать материал о каком-то детском спектакле, в котором она играла главную роль, проинтервьюировал юную приму, и поставил её фотографию на полосу, а выпуск газеты поарил её родителям, с которыми дружил. Ну, да ладно…

Будущее иркутского аэропорта: погода нелетная. Надолго...

Автор: По инф. Телеинформа   
30.11.2017 18:09

Более двух лет назад Иркутской области в стопроцентную собственность был передан Аэропорт Иркутск. Предполагалось, что региональные власти, получившие такой сказочный подарок от федерального центра, займутся развитием воздушного порта.

Тем более, что этого требует как состояние аэропорта, так и возрастающий пассажиропоток. Что же сделано за это время и что делается сейчас в плане развития? В который раз тему обсуждали депутаты Законодательного собрания – на этот раз в рамках сессии 29 ноября.

Стоит напомнить, что соответствующий депутатский запрос ранее был адресован губернатору Сергею Левченко. Однако в течение года ни парламентарии, ни потенциальные инвесторы никакой конкретики не получили.

Как рассказал на сессии 29 ноября министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артур Сулейменов, «на сегодня проект дополнительного соглашения к Соглашению о сотрудничестве между Минтрансом РФ, Федеральным Агентством воздушного транспорта и правительством Иркутской области от 25 марта 2014 года сформирован и проходит стадию согласования с заинтересованными исполнительными органами власти Иркутской области». После того, как область его согласует и подпишет, документ будет направлен на утверждение федеральной стороне.

О чем в документе речь, министр не пояснил, однако, переводя сказанное им на общепонятный язык, вероятно, подразумевается перенос сроков развития иркутского аэропорта на тот момент, когда региону удастся вернуться в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России». Напомним, ранее по этой ФЦП Приангарью «светила» сумма в 23 млрд рублей на строительство нового аэропорта Иркутска. Правда, как выяснилось в этом году, ФЦП секвестировали. Теперь, по словам Сулейменова, в РФ будет разрабатываться другая программа, в которую областные власти надеются вписаться.

Так что разработка техзадания на новый аэропорт, конкурсной документации для определения инвестора, подбор земельного участка под строительство – все это станет возможным только после возвращения региона в федеральную программу и сохранения соответствующего финансирования из федерального бюджета в объеме 23 млрд рублей, сообщил Сулейменов. Ориентировочно, все может начаться не ранее 2022 года.

Кстати, независимая оценка рыночной стоимости движимого и недвижимого имущества действующего Международного аэропорта «Иркутск» тоже еще не проводилась. Это планируется в начале 2018 году.

Сулейменов сообщил также, что проекта на новый аэропорт нет – имеется только предварительная презентация, выполненная ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». В разработке сделан прогноз объемов перевозок и интенсивности движения, техническая планировка аэровокзала, несколько вариантов размещения нового терминала. Впрочем, место его размещения не выбрано.

По сути, как сформулировал депутат ЗС Олег Кузнецов (и с ним согласился министр Сулейменов) - после передачи аэропорта в областную собственность для развития авиаузла не было сделано ровным счетом ничего. И если что-то и начнется, то только в 2022 году.

Депутаты Заксобрания привычно не удивились отсутствию прогресса в этом вопросе, но с интересом послушали выступления четырех экспертов, поделившихся опытом в реализации аналогичных проектов в других городах России.

Руководитель проектов по аэропортовой деятельности Управляющей дирекции «Авиация» ООО «Компания Базовый Элемент» Игорь Шубейко напомнил, что в Указе Президента по развитию иркутского аэроузла четко прописаны цели и задачи, среди них – развитие существующей инфраструктуры и создание нового аэропорта. Из внебюджетных источников на это необходимо привлечь 20 млрд рублей, чтобы в итоге достичь пассажиропотока в 3 млн. человек в год.

- Мы видим, что задача по развитию действующего аэропорта Иркутска выполнима. По остальным двум пунктам – вопрос. Привлечение 20 млрд может быть следствием общей логики концепции, которую необходимо реализовать. Сейчас аэропорт Иркутска принимает около 2 млн. пассажиров в год (по итогам 2017 года). И достижение пассажиропотока в 3 млн. возможно, если будет взрывной рост турпотока. За счет чего? За счет зарубежных туристов, приезжающих на Байкал. Это достижимо, но есть и конкуренты – например, Улан-Удэ. Бурятия активно развивает туристическое направление и готова откусить изрядный кусок от этого пирога, - отметил Шубейко.

Он также рассказал, как Базэл видит развитие иркутского аэропорта:

- В текущей ситуации не определено место строительства нового аэропорта. Без этого говорить об инвестициях не приходится. Ведь требуется колоссальная сумма – более 50 млрд рублей в комплексе. Как они будут окупаться? К этому пока предпосылок мы не видим. Не готова Иркутская область в части определения локации. Не готова Федерация - ФЦП секвестирована. В теории готовы инвесторы, но они пока не понимают, во что вкладываться. Нам необходимо сейчас «купить время». Это значит, что нужно разбить проект на две стадии: реконструкция действующего аэропорта и вторая часть – строительство нового.

В рамках первой стадии мы видим и поддерживаем инициативу аэропорта – нужен новый аэровокзальный комплекс для международного потока, который позволит прожить минимум пять лет и обслуживать пассажиров без потери качества. На этом же этапе, мы надеемся, через конкурсные процедуры будет выбран инвестор и определено место расположения нового аэропорта. Вернутся средства в ФЦП, регион у себя предусмотрит софинансирование. Инвестор под это зарезервирует свои (плюс заемные) средства. То есть, когда все стороны будут готовы, тогда этот проект «полетит».

Но пока время идет, а вопрос по развитию авиаузла в Иркутске заморожен. В то же время аэропорты по стране развиваются, причем, на условиях государственно-частного партнерства – когда инвестор привлекается через конкурс. Бюджет в итоге получает деньги и выполняются все инвестиционные обязательства. Например, в декабре этого года вводятся новые терминалы в Перми и Красноярске (аэропорты были приватизированы в 2015 году, совсем недавно). Завершился конкурс по аэропорту в Петропавловске-Камчатском, есть и другие успешные проекты. Процесс проведение конкурса зарекомендовал себя однозначно эффективным.

И с настороженностью и удивлением мы наблюдаем, что в Иркутской области не привлекаются через конкурсные процедуры профессиональные инвесторы. А ведь это не так сложно – в течение полугода можно выбрать партнера, который дальше будет двигать проект вместе с регионом.

Директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты Регионов» Евгений Красиков рассказал о проектах, которые реализует его компания в Ростове-на-Дону и в Саратове. В обоих случаях речь идет о строительстве новых аэропортов и выносе их за пределы городов.

- Порт в Ростове-на-Дону был построен в течение двух с половиной лет, уже 7 декабря он открывается. Старый аэропорт после этого закроется. Тоже, как и в Иркутске, было много скепсиса по этому проекту, однако, все получилось, - сообщил Красиков.

Общий бюджет этого проекта – около 50 млрд рублей. Доля инвестора в этой сумме – 19 млрд (инвестиции в возведение пассажирского терминала и тридцати объектов аэропортовой инфраструктуры). Проект реализован с участием региона и федерального центра.

Еще один успешный пример (правда, более дешевый) – строительство аэропорта «Гагарин» в Саратове. Там реализована аналогичная схема: бюджет проекта 17 млрд рублей (из них 7 млрд – доля федерации, 7,7 млрд вложили «Аэропорты Регионов», субъект РФ внес 2,5 млрд).

- Тут аналогичная история – строительство вынесено на расстояние 30 км от города. Сейчас там на 40% готов каркас основного здания терминала. До конца 2018 года аэропорт будет построен. В начале 2019 планируется его официальное открытие, - сообщил эксперт.

- Наш опыт может быть полезен для Иркутской области, - уверен Красиков. - Считаем, что проект можно развивать как единый – и реконструкцию действующего, и строительство нового. Потому что если рассматривать их отдельно, ни один инвестор, вложившийся в старый аэропорт, не будет заинтересован в возведении нового. Для нас представляется критически важным реализовывать такие проекты в едином комплексе, делать все прозрачно, конкурсно привлекать инвестора.

Мы считаем, что реконструкция старого порта и строительство нового должны идти параллельно. Уверен, что при должных усилиях и оперативном проведении конкурса уже с 2018 года можно приступить к реализации этого проекта, разработке проектной документации, привлечению финансирования. Параллельно работать с федеральными органами власти по включению финансирования. И к 2023-2025 году выйти на запуск нового аэропорта Иркутска. По нашим предварительным оценкам, бюджет такого проекта может составить порядка 49-50 млрд рублей. Доля инвестора в ней – 19-20 млрд, - оценил Красиков.

Директор по правовым вопросам АО «Центр стратегических разработок в гражданской авиации» Кирилл Дегтев рассказал, что его организация имеет большой опыт в реализации проектов частно-государственного партнерства (на их счету - более 300 комплексных проектов в этой сфере), и он готов предложить свою помощь иркутянам.

- Мы профессионально специализируемся на подготовке таких проектов по привлечению инвестиций в аэропортовой сфере, - сообщил он.

Управляющий директор инвестиционной компании InfraONE Карен Аракелян поделился своим опытом и предостерег от необдуманных подходов:

- Совмещение проекта по реконструкции существующего порта и строительству нового – достаточно сложная правовая структура. Есть один пример – аэропорт «Омск», проект которого именно из-за таких правовых ограничений так и не получилось реализовать. Там именно такая задача стояла (как у Иркутска) – вынести за город новый аэропорт и одновременно развивать действующий в черте города. На наш взгляд, разделение этого проекта на два более выгодно с точки зрения инвестора.

Однако, дальнейшее обсуждение перспектив иркутского аэропорта показало, что пока говорить не о чем: нет ни места (локацию в Поздняково федеральные ведомства забраковали), ни денег, ни проекта, ни конкурса на поиск инвестора. Впрочем, потенциально желающие вложиться в проект есть, но пока региональной власти им предложить нечего.

Депутат ЗС Илья Сумароков под занавес высказал мнение, что «разговоры про аэропорт» так и останутся разговорами, поскольку выбор площадки не учитывает интересов Минобороны и иркутского авиазавода:

- Пока эти интересы не будут согласованы, разговор будет бесконечными и бессмысленным. Тридцать лет говорим про аэропорт, сколько можно!

Депутаты оставили вопрос на контроле и приняли решение вернуться к теме до 1 апреля будущего года. Опять планируется заслушать информацию регправительства, которое должно будет отчитаться о сделанном. Профильный комитет ЗС рекомендовал региональной власти провести выбор инвестора на конкурсной основе.

По инф. Телеинформа

 

БайкалИНФОРМ - Объявления в Иркутске