Российские губернаторы: один на один с коронавирусом |
Автор: Дмитрий Ремизов, rosbalt.ru |
07.04.2020 08:45 |
Проблему коронавируса переложили на руководителей краев и областей России, но кроме бремени ограниченной власти не дали им ничего.
Главы регионов оставлены один на один с беспрецедентной чрезвычайной ситуацией: им дали неопределенные «свободные» полномочия, возложили на них полную ответственность за результаты борьбы с крайне заразной болезнью и состояние экономики субъекта, но не выделили никаких дополнительных финансовых средств. Смогут ли губернаторы, которых к этому не готовили, справиться с вызовом? Илья Гращенков, директор Центра развития региональной политики:«Мы видим попытку „федерализации без полномочий“ — и без финансирования. В бюджетах регионов ничего не заложено на борьбу с коронавирусом. Все решения, которые принимают губернаторы, могут быть использованы против них — как это было, например, с главой Камчатки, которого сняли под предлогом того, что он не боролся с эпидемией. Хотя там был ноль зараженных. При этом регионам позволили самим решать, насколько жесткими должны быть меры. Это просто попытка федерального правительства, у которого в бюджете тоже не заложено средств на борьбу с коронавирусом, поделиться своими проблемами с региональными органами власти. По факту весь негатив будет списан на губернаторов, а федеральные власти постараются выйти из ситуации с максимально незапятнанной репутацией. В худшем случае свалят все на кабинет Михаила Мишустина. В целом сегодня ответственность за все решения перекладывается на исполнительную власть. Скорее всего, ни введения режима ЧС, ни каких-то компенсационных мероприятий не будет. А регионам придется придумывать, как выходить из ситуации, — или хотя бы изображать бурную деятельность». Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:«Выработать общие рамки для всех регионов оказалось достаточно сложно. Где-то, как в Москве, уже большое количество заразилось, где-то — по несколько человек. Также на региональном уровне решается, какие предприятия можно закрывать, а какие нет. За все это отвечают губернаторы. Если кто-то из них не справится, его уволят и пришлют нового чиновника, который „закрутит гайки“. Как мы видели по ситуации с Архангельской областью, Коми и Камчаткой, это можно сделать очень быстро, даже в период пандемии. Я не говорю, что губернаторов этих трех регионов уволили именно из-за эпидемии. Но коронавирус явно мог „сказать свое слово“, например, в отставке главы республики Коми Сергея Гапликова. Там сложилась достаточно непростая ситуация: было заражение в одной из районных больниц, которое сразу дало прирост заболевших. И это тоже сыграло свою роль — с учетом того, что к губернатору и до этого были претензии». Максим Жаров, политолог, социолог:«Тот факт, что Владимир Путин собирается на днях провести специальное совещание с губернаторами по поводу борьбы с эпидемией, уже говорит о том, что главы регионов оказались не готовы работать в новых условиях и им требуются указания „сверху“. Передача в регионы полномочий по принятию решений о мерах по недопущению распространения коронавируса, как мне кажется, была несколько ошибочной. Эта ошибка была осознана, и высшее руководство страны сейчас вновь берет бразды правления в свои руки. Но что касается высказывания премьера Михаила Мишустина относительно перекрытий административных границ внутри страны, то, мне кажется, такое решение еще может быть задействовано в случае ухудшения ситуации с распространением коронавируса. Сейчас фиксируется рост инфицированных. Своего пика в России эпидемия еще не достигла, и не исключено, что перекрытие административных границ субъектов Федерации будет признано необходимым уже через несколько недель или даже дней». Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений, кандидат политических наук:«Понятно, что губернаторы оказались не готовы к управлению в нынешних чрезвычайных условиях. Но давайте посмотрим на эволюцию политических институтов во времена Владимира Путина. У регионов последовательно отбирали и финансовые ресурсы, и полномочия, и, под конец, то, что можно было назвать политической субъектностью. Иными словами, проводилась политика, которая на первых порах привела к тому, что регионы оказались полностью зависимы от федеральной власти. А на втором этапе создалась ситуация, когда у регионов практически уже отсутствовали рычаги, чтобы на эту власть воздействовать. В итоге вся инициатива полностью была сосредоточена в Кремле или в правительстве. Ну и на самом последнем этапе начался процесс если не разгрома, то, в значительной мере, подавления местных политических элит и местных политических интересов, когда и появились пресловутые „губернатороназначенцы“. Другой вопрос, что этот процесс в определенной мере столкнулся с сопротивлением, особенно когда вернулись выборы губернаторов в 2018—2019 годах. Но, в общем-то, федеральная власть до начала нынешнего кризиса с этим сопротивлением справлялась довольно неплохо. Беда в том, что теперь ее успехи оборачиваются большими проблемами. Сейчас центральная власть фактически самоустранилась, а подавленные ее же собственными действиями регионы — даже при наличии желания и готовности что-то сделать — не имеют ни ресурсов, ни механизмов их мобилизации». МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Обращения в общественные приемные депутатов Госдумы РФ – непубличная часть работы парламентариев. У каждого народного избранника две приемной. Одна в регионе, от которого он избран, и московская приемная. В 2023 году в общественную приемную депутата Госдумы РФ Сергея Тена поступило 1134 обращения, сообщает пресс-служба депутата. |