
Сам я убежденный сторонник смены парадигмы в известной общественно-политической дискуссии на экзистенциальную тематику: настоящий самурай иркутской жизни выбрасывает ёлку 23 февраля или все-таки 8 марта? Кстати, до всевластия социальных сетей я таких дискуссий не припоминаю. Как социальные сети приучили народ жить трусами напоказ, так и про выбрасывание ёлок началось. Если что, я-то только за. Бессмысленная и бессущностная самопрезентация в публичном пространстве, превращение любой кучки экзистенциального кала в ресурс для персонального жизнетворчества, оттачивание навыков привлечения общественного внимания к своей никчёмной житухе, пустой голове и подлой душонке – это все я считаю делом достойным, интересным и даже просто обязательным для всех, кто стремится хоть как-то воспарить над беспонтом действительности и человеческого удела. И если для этого всего требуется терпеть в доме пожелтевшую и осыпавшуюся, превратившуюся в стоячий скелет ёлку до черт знает каких календарных пределов, значит, надо терпеть. Всё лучше, чем по политике ругаться, воображая себя декабристами и Бенкендорфами нашего времени.

А парадигму я предлагаю сменить следующим образом. Выбрасывать искусственную ёлку. Каждый год покупать новую искусственную ёлку и после нового года, сопровождая процесс торжественными селфи с подписями средней степени остроумности, ее выбрасывать. То-то экологи возмутятся. Или, наоборот, порадуются. Я, признаться, давно уже перестал понимать, что экологам надо. Вообще собирался писать эту колонку против экологов, жаль, что вовремя отговорили, мол, не превращай без нужды иркутскую жизнь в очередной срач, вот и съехал с экологов на ёлки. Хотя, как видите, не забыл зелёномозглых. Ну они у меня еще свое получат, обещаю.
Так, преамбула, хоть и затянулась, но, слава богу, закончилась – понеслась амбула. Ёлки у иркутских торгово-развлекательных центров (ТРЦ) до сих пор никто и не думает выбрасывать. Стоят себе огромные и искусственными лапами машут (это художественное преувеличение). Только в прошлом году я впервые обратил внимание, что и появляются эти ёлки не совсем по календарю. Про новый год никто еще и думать не собирается, снег толком не выпал, а у какого-нибудь ТРЦ уже расправляет гордый стан искусственная красавица ёлочной наружности. Я, грешным делом, подумал, может, кремлевские отцы матушки России приказ какой выпустили секретный – понаставить праздничных ёлок пораньше, праздника не дожидаясь, чтобы люди поменьше про СВО думали. Однако ж нет. Сообщили мне бизнес-работники, что это давний и хорошо известный приём. Если воткнуть ёлку у ТРЦ, покупателей в нем прибавится. Ноги людей как-то сами собой понесут их к прилавкам, люди даже не поймут, что такое с ними происходит. Наука «маркетинг» – единственная гуманитарная наука, способная поводить физиков и химиков их учеными мордами об стол, когда те начнут возникать, что гуманитаристика не наука – давно это дело изучила, подсчитала, в графики-таблицы облекла.
Вот и стоят при параде, да наряде ёлки-брунгильды у современных «храмов торговли», напоминая о том, что еще Маркс говорил: «Нет такой ёлки, которую не поставил бы капиталист за триста процентов прибыли». Ну и Бродский ему вторил: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку, не выбрасывай ёлку!»
В общем, совет у меня торговому Иркутску простой. А не убирайте эти ёлки вообще никогда. Пусть стоят от одного новогодья до другого без перерыва. Летом на них можно натянуть какие-нибудь креативные циклопические бикини. Пусть люди ходят-радуются, да новогодние подарки друг другу круглый год покупают.
Последнее время все чаще думаю о том, как после 24 февраля в России начала усиливаться и расширяться третья медийная и смысловая сила — центристы. Такие условные «против всех».
Возвращение советской патриотической литературы в обязательную школьную программу может привести только к росту двоемыслия, причем с обеих сторон — и у учеников, и у учителей. Первые в большинстве своем будут просто игнорировать эти книги, прагматично предпочитая пересказы, которых для подобных случаев немало в интернете. Что касается учителей, то в школах за три десятилетия сменилось поколение, и для немалой части педагогов официальная советская литература выглядит архаичной — они либо не читали ее вовсе, либо (те, кто постарше) формально «проходили» в позднесоветской школе.
|