
Никакой сенсации не случится, если я уверенно заявлю, что у каждой враждующей стороны есть свои «распятые мальчики». Таковы уж правила вражды. У украинской стороны, например, аналогом «мальчика» стала «чайная ложечка», позвольте обойтись без подробностей, тем более – и так бывает очень редко – оба фейка признаны фейками самими раскручивавшими их сторонами. Но это именно фейки, которые следует отличать от так называемой «постправды». Постправда (далее без кавычек) – штука более сложная, но возможно более эффективная в пропагандистских войнах. У меня, кстати, язык не поворачивается называть пропагандистские войны информационными, хотя устоялось именно словосочетание «информационная война».

А. А. Венедиктов*, главред закрытой радиостанции «Эхо Москвы», когда-то привел отличный пример различий фейков и постправды. Я этим примером обычно пользуюсь в лекциях. В СМИ – разумеется, в наших – появляется новость, точнее новостной заголовок примерно такого содержания: «Ведущего Fox News, который назвал Путина убийцей, уволили с канала». Все по отдельности правда. И на Fox News был нехороший ведущий, который назвал нашего хорошего президента нехорошим словом. И уволили его. Вот только уволили его не за то, что он оскорбил российского Верховного, а вместе с ним и Россию, хотя именно такое впечатление может сложиться у потребителя информации. Уволили этого человека по обычному для популярных личностей в нынешней цивилизации «прогресса и морали» поводу – многочисленные обвинения в сексуальных домогательствах, повлекшие требования со стороны аж полусотни рекламодателей не транслировать их рекламу во время его передач. Но обычный российский потребитель информации об этом знать не будет, а уверится в исключительном авторитете Путина и России в американских СМИ. Причем, потребителя не обманули, в том смысле, что его не покормили фейками. Для него приготовили постправду, которую он и схавал.
На минувшей неделе изготовители постправды добрались до генерала Кобзева, губернатора Иркутской области. Вот содержание новости, на которую мне в четверг сбросили ссылку: «Ты сегодня принадлежишь уже не семье, ты принадлежишь государству» — иркутский губернатор на встрече с матерями погибших в Украине военных». Не буду лукавить, у меня не возникло стопроцентного сомнения в том, что И. И. Кобзев мог такое сказать. В конце концов, он человек государственный, как он сам много раз говорил, плюс он человек с погонами, то есть, его мышление и система ценностей диаметрально противоположны либертарианским, а человек с мышлением государственника в принципе мог такое сказать. Я усомнился только по одной причине – Игорь Иванович производил на меня впечатление человека очень деликатного в общении с нечиновными людьми, я много раз говорил о полном отсутствии у нашего губернатора начальственного чванства. Меня просто удивило, что он мог не почувствовать неуместности такого высказывания.
Признаюсь еще в кое в чем. Я даже не стал сразу перепроверять. Перепроверил через пару дней – включил запись. И был в общем-то потрясен бессовестностью тех, кто выдал новость в процитированном выше виде. Дело в том, что на встрече с матерями иркутский губернатор просто вспомнил, что, когда он поступил в военное училище, его мама сказала ему, что теперь он принадлежит не ей, не семье, а государству, Родине. Это всё. Он просто процитировал слова своей мамы.
Не хочу клеймить все СМИ, раскрутившие эту постправду. Упомяну только её первоизготовителей. Поскольку это сибирское СМИ, пусть оно и иностранный агент, позволю себе по-землячески ему попенять. «Тайга.инфо»**, как говорится, фу так делать!
* Признан иноагентом в РФ
** Признано СМИ-иноагентом в РФ
Последнее время все чаще думаю о том, как после 24 февраля в России начала усиливаться и расширяться третья медийная и смысловая сила — центристы. Такие условные «против всех».
Возвращение советской патриотической литературы в обязательную школьную программу может привести только к росту двоемыслия, причем с обеих сторон — и у учеников, и у учителей. Первые в большинстве своем будут просто игнорировать эти книги, прагматично предпочитая пересказы, которых для подобных случаев немало в интернете. Что касается учителей, то в школах за три десятилетия сменилось поколение, и для немалой части педагогов официальная советская литература выглядит архаичной — они либо не читали ее вовсе, либо (те, кто постарше) формально «проходили» в позднесоветской школе.
|