
Это важное и любимое иркутянами развлечение – сопоставлять скупые «территориальные данные» из пьес Александра Вампилова с иркутскими территориальными и топонимическими реалиями. Споры могут возникать даже вокруг более или менее ясного. Локация «Старшего сына» - Ново-Мыльниково. Вроде бы очевидно, что автор намекает на Ново-Мельниково, ныне более известное иркутянам как микрорайон Первомайский (станция электричек по-прежнему, Ново-Мельниково). Однако жители Ново-Ленино готовы утверждать, что Вампилов имеет в виду их «Новолягу». Более того, живущие на Заводской утверждают, что в «Старшем сыне» всё «точно как на Заводской».

С одним более или менее ясно в «Старшем сыне». Главный герой Бусыгин живет на улице Красного Восстания – в «общаге» мединститута. И это полное совпадение с реалиями улицы Красного Восстания, на которой я каждый день гуляю с собакой по имени Снифф, всегда вспоминая драматурга, которого считал и всегда буду считать лучшим автором советской драматургии.
Много раз обращал внимание, что иркутяне часто путаются с местами, связанными с судьбой Зилова, «вампиловского Печорина», главного «лишнего человека» советской литературы. Этот текст – точная и окончательная инструкция для иркутян и гостей города по данному вопросу.
Путаница – я стал свидетелем очередного прецедента пару дней назад – возникает из-за того, что в «Утиной охоте» присутствуют две разных локации. С одной стороны, квартира, которую получил Зилов, в которой он безумствует, путаясь в женщинах, в друзьях, плутая между ободряющей мечтой об утиной охоте и попыткой самоубийства. С другой стороны, квартира, которую за шесть лет до событий снимала Галина, жена Зилова. Там у них, говоря словами романтических барышень из подзабытого «Дома-2», случилось первое «волшебство».
Итак, квартира счастливого новосела Зилова и его несчастной жены Галины, где она?
Цитата:
САЯПИН (официанту). Поздравь его. Получил квартиру…
ОФИЦИАНТ. А где?
ЗИЛОВ. У моста.
ОФИЦИАНТ. Точно? Значит, будем соседями?
ЗИЛОВ. Маяковского, тридцать семь, квартира двадцать.
Это левый иркутский берег. Маяковского. Можно сказать, что Глазково. Рядом со старейшим иркутским мостом, во времена Вампилова единственным мостом через Ангару в Иркутске.
С Маяковским и числом «тридцать семь» (номер дома) въедливые филологи поигрались, как могли. Маяковский покончил жизнь самоубийством – Зилов тоже пытается. Маяковский самоубился в год собственного тридцатисемилетия. 1937-й – год рождения Вампилова… А мост это указание на то, что Зилов как бы «завис» между мирами, между жизнью и смертью.
Теперь локация из романтического прошлого Зилова и его жены Галины. Зилов, пытаясь нащупать в рвущей с ним Галине слабые места, дабы вернуть контроль над ней (сложно сказать, то ли у него к ней «остаточная любовь», то ли простейшее мужское чувство собственности?), разыгрывает целый спектакль – инсценируя воспоминание о переходе их отношений в «горячую фазу».
Цитата.
ЗИЛОВ (снова ее усаживает). Ты смотрела в окно. Смотри в окно... Оно было раскрыто. (Раскрывает окно, отступил в глубь комнаты.) Так... Что еще было?
ГАЛИНА. Прекрати ради бога.
ЗИЛОВ. Нет, бога не было, но напротив была церковь, помнишь?.. Ну да, планетарий. Внутри планетарий, а снаружи все-таки церковь. Помнишь, ты сказала: я хотела бы обвенчаться с тобой в церкви?.. А я что тебе ответил?..
…
ГАЛИНА. Ну, допустим, не так. Я сказала тебе... (Негромко, глубоким голосом повторяет те далекие слова.) Пойдем куда-нибудь...
ЗИЛОВ (подхватывает). Нет.
ГАЛИНА. Пойдем в планетарий. Мы ведь ни разу там не были.
ЗИЛОВ. Нет.
ГАЛИНА. Ну хочешь, я провожу тебя до общежития?
ЗИЛОВ. Ты хочешь, чтобы я ушел?
ГАЛИНА. Нет...
В общем, церковь, в которой планетарий, это угол Пятой Армии и Чкалова. Ныне это опять Троицкая церковь. Есть там и хрущевки, и «деревяшки», из окон которых герои могли смотреть на церковь-планетарий. О каком варианте дома идет речь указаний у автора нет. Это правый берег, самый центр Иркутска. Тоже рядом Ангара и мост. То есть опять, если угодно, «переход между мирами».
Общежитие, в котором живет Зилов, где-то рядом (Галина предлагает проводить его до общежития). Это либо нынешнее здание родного моего истфака – тогда общежитие. Либо нынешняя Харлампиевская церковь – тогда общежитие.
Вот и всё, товарищи иркутяне и гости города! Имейте сказанное в виду. Молодой Зилов – правый берег, центр. Зилов-Печорин околотридцатилетнего возраста – левый берег, Глазково.
P.S. Не могу удержаться, оставлю ещё парочку цитат – это моё любимое у Вампилова. Про планетарий, венчание и «брак на небесах».
Цитата 1.
ЗИЛОВ. Пока - да... Но сначала выпьем. Выпьем и пойдем... (Вдруг.) Подождите! А где моя невеста?
САЯПИН. Хватился!
ЗИЛОВ. Где моя невеста? Где она? Верните ее! Верните! Мы обвенчаемся в планетарии...
Цитата 2.
ЗИЛОВ. Куда вы меня ведете?
САЯПИН. В планетарий. Сочетаться законным браком.
ЗИЛОВ (уперся). Не хочу.
Последнее время все чаще думаю о том, как после 24 февраля в России начала усиливаться и расширяться третья медийная и смысловая сила — центристы. Такие условные «против всех».
Возвращение советской патриотической литературы в обязательную школьную программу может привести только к росту двоемыслия, причем с обеих сторон — и у учеников, и у учителей. Первые в большинстве своем будут просто игнорировать эти книги, прагматично предпочитая пересказы, которых для подобных случаев немало в интернете. Что касается учителей, то в школах за три десятилетия сменилось поколение, и для немалой части педагогов официальная советская литература выглядит архаичной — они либо не читали ее вовсе, либо (те, кто постарше) формально «проходили» в позднесоветской школе.
|